Растим детей здоровыми

Инструктор по гигиеническому воспитанию 
Новокрещенова Виктория Антониевна


Содержание:
Поступаем в детский сад
Профилактика детского травматизма
При поступлении ребенка в детский сад необходимо иметь:
  • медицинскую карту
  • нагрудник для ясельной группы
  • запасную одежду (маечки, трусики, шортики, юбочки, платья для девочек, футболки, колготки, носочки) несколько комплектов
  • сменную обувь
  • верхняя одежда по сезону (обязательно головной убор летом, варежки, шарф - зимой).
Нельзя давать ребенку в детский сад:
- жевательную резинку
- витамины
- чипсы, сухарики
- мелкие игрушки, острые, колющие предметы


Требования к внешнему виду и одежде детей
Уважаемые родители (законные представители),  
   Ваши дети поступили в детский сад! Одна из важных ступеней воспитания, привитие культурно–гигиенических навыков. Начнем с внешнего вида наших малышей.
Что свидетельствует об ухоженности ребенка:
-опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
-умытое лицо;
-чистые нос, руки, подстриженные ногти;
-подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
-отсутствие налета на зубах;
-чистое нижнее белье;
-опрятные половые органы и чистый анус;
-наличие достаточного количества носовых платков.
     Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:
  • не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, колготки; девочкам – колготки, трусики, в теплое время – носки, гольфы);
  • не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама, пеленка, клеенка);
  • два пакета для хранения чистого и использованного белья;
  • промаркировать белье, одежду и прочие вещи.
      Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.         Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки. О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам. Ребенок должен уметь в 2 года:
есть аккуратно, не обливаясь;
при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
пользоваться носовым платком (при напоминании);
контролировать физиологические потребности;
Ребенок должен уметь в 2 года и 6 месяцев:
одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
Ребенок должен уметь в 3 года:
*одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
*складывать свою одежду перед сном;
*застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
*знать назначение многих предметов и их местонахождение;
*выполнять поручения из 2 – 3 действий (“отнеси”, “поставь”, “принеси”);
*уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
*замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком
*регулировать свои физиологические потребности;
*вытирать обувь при входе в квартиру;
*аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
*не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
*говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
Источник - "Управление дошкольным образованием" 2005 №3 Палищукина Е.В

АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как Вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.


ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА
1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности "Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить "радостную коробку", выучить имена воспитателей и правила детского сада. 
3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. 
4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. 
5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Татьяна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.
6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную шкатулку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную шкатулку» бумажного журавлика или собачку. Если вы постепенно наполните шкатулку, тогда по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком. 

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям. 
8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. 
9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. 
10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. 
11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится». 
12. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас. 
13. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. 
14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. 
15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психолог детского сада ждут вас!
       Как показывает опыт, положительный эффект имеет следующая практика введения детей в группу детского сада с учетом прогноза степени адаптации каждого ребенка: дети поступают в группу постепенно, по 2 – 3 ребёнка, первые дни ребенок находится в группе без родителей 1,5 – 2 часа, потом с каждым днём это время прибавляется.
     Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами.
Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.
     Диспансеризация, проведенная перед оформлением в детский сад, должна помочь представить врачу и родителям полную картину состояния здоровья ребенка, что поможет дать рекомендации по оздоровлению его организма.
      Непосредственно перед самым поступлением в детский сад ребенок должен сдать анализы для исключения у него дифтерийной палочки, кишечных инфекций (срок правомочности анализов - 7 дней) и взять справку из поликлиники или санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) об отсутствии контактов с инфекционными больными (срок правомочности справки - 3 дня).
    Что же касается профилактических прививок, то к трехлетнему возрасту согласно российскому календарю прививок ребенок должен быть привит против туберкулеза, четырехкратно - против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), пятикратно - против полиомиелита, однократно - против кори, краснухи, эпидемического паротита. Кроме того, многие дети могут быть привиты к этому времени против гепатита В, гепатита А, гемофильной и меннингококковой инфекций. Ежегодно детям проводится реакция Манту, и при положительном ее результате ребенок должен получить консультацию у врача-фтизиатра.
      Если по каким-либо причинам прививки ребенку проводились по индивидуальному графику или в связи с большим опозданием в связи с заболеваниями - вы можете нагнать график в летнее время. Прививание должно проводится только при условии полного здоровья ребенка. Однако отсутствие "полного набора" прививок у малыша на момент оформления его в детский сад не может быть причиной отказа в приеме.
Индивидуальные особенности 
     Период адаптации в коллективе детей детского сада у каждого ребенка свой. У одного это проявляется острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), у другого - нарушениями в работе кишечника (запоры, поносы), у третьего - раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения и т.д. Поэтому посоветуйтесь с педиатром, наблюдающим ребенка, о назначении профилактических препаратов, которые можно применять перед поступлением в детский сад и в первые недели пребывания в нем. 
     Привыкаем к новой обстановке детского сад
Постарайтесь ближе к моменту посещения детского сада погулять с ребенком около детского сада. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Вы можете иногда даже встречать их у детского сада.
Постепенно, в течение 2 – 3 месяцев, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРАВИЛАМИ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЕТСКОГО САДА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение работает 5 дней в неделю с 6.30 – 18.30.
  • Прием детей с 06.30 – 08.00.
  • Если Вы привели ребенка после начала какого – либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
  • Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 08.15 и вечером после 17.00ч. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.
  • К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени и отчеству.
  • Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей.
  • Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующей ДОУ.
  • Помните, что в детском саду работает психолог, к которому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.
  • Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.
  • Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку
  • В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
    Просим Вас в семье поддерживать эти требования!
Необходимые документы для поступления
в детский сад:
Для мед. сестры:
1. медицинская карта ф26/у,
2. прививочная карта ф63/у 

Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.

1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности "Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми
и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить "радостную коробку", выучить имена воспитателей и правила детского сада.
3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и
так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.

6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.
7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка
избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
12. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
13. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас! Как показывает опыт, положительный эффект имеет следующая практика введения детей в группу детского сада с учетом прогноза степени адаптации каждого ребенка. В сентябре ясельная группа работает с 7 до 13 часов с воспитателем и помощником. Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами.
Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить на все время работы группы с 7 до 13 часов. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня
есть такая возможность — побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна, Сережа — твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя, ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.
Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.
Каких врачей необходимо обойти перед детским садом?
В поликлинике, в которой наблюдается малыш, вам выдадут "Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домой и интернатов", форма №026/у-2000. В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья малыша из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех детских и образовательных учреждениях.
Кроме паспортных данных, в этой карте проставлены сведения о состоянии здоровья ребенка до настоящей диспансеризации, о перенесенных заболеваниях, аллергических реакциях, о проведенных профилактических
прививках и т.д.
Сама диспансеризация предполагает осмотр:
  • хирурга - для выявления возможных дефектов развития, требующих хирургической коррекции;
  • ортопеда, который сможет выявить различные изменения осанки, начальные стадии искривления позвоночника, плоскостопие и т.д.;
  • невропатолога, который сможет отметить особенности нервной системы ребенка, его склонность к различным невротическим реакциям;
  • окулиста - он должен определить остроту зрения, а также необходимость его коррекции;
  • отоларинголога, который расскажет вам об особенностях строения носоглотки малыша, о возможной склонности к заболеваниям уха, горла и носа и даст рекомендации по их профилактике;
  • дерматолога, который оценит состояние кожи ребенка. Это особенно важно для детей с аллергическими заболеваниями; кроме того, некоторые изменения кожи, принимаемые родителями и даже врачами за так называемый диатез, могут быть проявлениями чесотки или грибковыми поражениями кожи, которые необходимо лечить;
  • особая задача стоит перед психологом: на основании скрупулезного обсуждения с родителями и поведения ребенка он должен дать рекомендации по его индивидуальной подготовке к вхождению в детский коллектив;
  • педиатр, после осмотра ребенка, назначает дополнительные исследования: общий анализ крови, анализ мочи, исследование кала на гельминты, в зависимости от показаний - электрокардиограмму, измерение артериального давления, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и другие исследования, а также консультации кардиолога, нефролога, гастроэнтеролога и других специалистов.
В результате анализа всех данных о состоянии здоровья ребенка педиатром формируется
полный диагноз, определяется группа здоровья малыша, дается медико-педагогическое заключение о его готовности находиться в детском коллективе общего типа или пребывании в детском саду коррекционного типа (ортопедического профиля, логопедического или другого).
 Советы врача
Диспансеризация, проведенная перед оформлением в детский сад, должна помочь представить врачу и родителям полную картину состояния здоровья ребенка, что поможет дать рекомендации по оздоровлению его организма.
Непосредственно перед самым поступлением в детский сад ребенок должен сдать анализы для исключения у него дифтерийной палочки, кишечных инфекций (срок правомочности анализов - 7 дней) и взять справку из поликлиники или санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) об отсутствии контактов с инфекционными больными (срок правомочности справки - 3 дня).
Что же касается профилактических прививок, то к трехлетнему возрасту согласно российскому календарю прививок ребенок должен быть привит против туберкулеза, четырехкратно - против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), пятикратно - против полиомиелита, однократно - против кори, краснухи, эпидемического паротита. Кроме того, многие дети могут быть привиты к этому времени против гепатита В, гепатита А, гемофильной и меннингококковой инфекций. Ежегодно детям проводится реакция Манту, и при положительном ее результате ребенок должен получить консультацию у врача-фтизиатра.
Если по каким-либо причинам прививки ребенку проводились по индивидуальному графику или в связи с большим опозданием в связи с заболеваниями - вы можете нагнать график в летнее время. Прививание должно проводится только при условии полного здоровья ребенка. Однако отсутствие "полного набора" прививок у малыша на момент оформления его в детский сад не может быть причиной отказа в приеме.

Индивидуальные особенности

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой. У одного это проявляется острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), у другого - нарушениями в работе кишечника (запоры, поносы), у третьего - раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения и т.д. Поэтому посоветуйтесь с педиатром, наблюдающим ребенка, о назначении профилактических препаратов, которые можно применять перед поступлением в детский сад и в первые недели пребывания в нем.
Привыкаем к новой обстановке детского сада
Постарайтесь ближе к сентябрю погулять с ребенком около детского сада. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Вы можете иногда даже встречать их у детского сада.
Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.
Примерный режим дня
Дома
Подъем, утренний туалет
6.00-7.00
В дошкольном учреждении
Прием детей, самостоятельная деятельность
Утренняя гимнастика
6.30-8.00 
8.00-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак
8.20-8.50
Самостоятельная деятельность
8.50-9.00
Занятия по подгруппам
9.00-9.15-9.30
Подготовка к прогулке
9.40-10.00
Прогулка
10.00-11.20
Возвращение с прогулки,
самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
11.20-11.45
Обед
11.45-12.20
Спокойные игры, подготовка ко сну
12.00-12.30
Дневной сон
12.30-15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность
15.00-15.15
Полдник
15.15-15.25
Самостоятельная деятельность
15.25-16.15
Занятия по подгруппам
15.45-16.00-16.15
Подготовка к прогулке
16.15-16.30
Прогулка
16.30-17.30
Возвращение с прогулки, самостоятельная
17.30-18.00
Самостоятельная деятельность, уход домой
18.30-19.00
Дома
Прогулка с детьми
18.30-19.30
Возвращение домой, легкий ужин,
спокойные игры, гигиенические
процедуры
19.30-20.30
Ночной сон
20.30-6.30(7.30)

"Домашние задания" по адаптации к детскому саду
1. Необходимо отрегулировать опорожнение кишечника у ребенка, желательно в утренние часы и в домашних условиях, иначе эта проблема может стать причиной комплексов у вашего малыша.

Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака (необходимо постараться сформировать условный рефлекс на дефекацию в одно и то же время), когда активизируется работа кишечника и максимально выражено продвижение пищи в направлении к прямой кишке. Утром ребенка надо будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака. Хорошо также предложить ему до завтрака выпить натощак стакан прохладной воды с добавлением 1--2 ч. л. меда, варенья или сахара - если на эти продукты у малыша нет аллергии. Прохладная вода также стимулирует работу кишечника.

Для стимуляции дефекации в питание детей необходимо ввести продукты, раздражающие кишечник: подсушенный черный хлеб, капусту, морковь, свеклу, шпинат, кабачки, инжир, финики, яблоки, чернослив, дыни, персики, тыкву, кефир, растительные жиры и увеличить количество потребляемой жидкости до 1,5-2,0 л в день.
Из питания детей надо исключить продукты, вызывающие запоры: крепкий чай, какао, шоколад, гранат, кизил, манную кашу. Ограничить следует чернику, груши, густые супы, рис, мучные изделия (белый хлеб, пироги,
блины, печенье, макароны).
Необходимо научить ребенка пользоваться туалетной бумагой - на тот случай, если опорожнение кишечника будет происходить в детском саду.
2. Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА
Дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 368 работает 5 дней в неделю с 06.30 – 18.30.
  • Прием детей с 07.00 – 08.20.
  • Если Вы привели ребенка после начала какого – либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.
  • Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 08.15 и вечером после 17.00ч. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.
  • К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени и отчеству.
  • Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей.
  • Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующей ДОУ.
  • Помните, что в детском саду работает психолог, к которому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.
  • Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.
  • Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
Просим Вас в семье поддерживать эти требования!

Профилактика детского травматизма

                 Благодаря проведению комплекса социальных, санаторно-гигиенических и профилактических мероприятий в нашей стране достигнуты большие успехи в предупреждении инфекционных заболеваний, снижении детской смертности.
            Если в начале 20-го века в мире больше всего детей погибло от туберкулеза, дифтерии, кори, полиомиелита, коклюша, то теперь смертность их от травм и несчастных случаев является самой частой.
            Ежегодно около 6% детей в городах и до 3% в сельской местности получают травмы, требующие квалифицированной врачебной помощи. К сожалению, за последние годы детский травматизм не имеет тенденции к снижению, а наоборот, количество тяжелых повреждений увеличивается.
            В настоящее время во всем мире под колесами автомобиля погибает около 1-го миллиона человек, 10 млн.получают различные повреждения. При этом в 20% случаев страдают дети.
            Нередко можно видеть, как родители с ребенком переходят улицу в запрещенном месте перед близко идущим транспортом.
            По вине детей совершается до 50% транспортных происшествий.
            Долг воспитателей, родителей - обучить детей правилам уличного движения, правилам поведения на улице.
         В городском транспорте дети травмируются, нарушая дисциплину при входе в транспорт и выходе из него.
            Важным средством предупреждения детского травматизма является хорошо поставленная воспитательная работа.
            Среди всех повреждений у детей ушибы и растяжения составляют 44%, раны-27%, переломы костей-20%, вывихи-4%, ожоги и отморожения-3%, прочие (попадание инородных тел, сотрясения головного мозга)-2%.
            Мальчики травмируются в 2-а раза чаще девочек.

Травмы в быту

            Повреждения, полученные детьми дома, во дворе, парке, на реке, озере, сквере, лесу и т.д., относятся к бытовым травмам.
            В квартире должен быть образцовый порядок: опасные предметы, химические вещества, лекарства, колющие и режущие инструменты, спички - не доступны для детей;
            В электрические розетки вставлены заглушки; легко бьющиеся стекла.
            Много свободного времени дети проводят на улице, а улица всегда полна неожиданностей.
            Родители, как правило, не следят, чем занимаются их дети.
            В яслях, детских садах малыши часто травмируются во дворе, на детской площадке, во время прогулок, иногда они получают ожоги в процессе еды. Играя на детской площадке, Аня упала с лесенки и ушибла ногу, в песочнице Игорь ударил Иру по голове металлическим совком, Света на прогулке зацепилась за кусок проволоки и упала.
            Причинами этих травм является отсутствие контроля за детьми со стороны воспитателей.
            Предупреждение травм и несчастных случаев в детских дошкольных учреждениях должно проводиться в комплексе оздоровительных мероприятий, особое внимание при этом уделяется обеспечению образцового порядка в помещениях, на территориях и в местах организации игр и прогулок. Воспитателям необходимо воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества, обучая их правилам поведения в коллективе.
            Воспитатели должны знать особенности физического и психического развития каждого ребенка.
  
Первая помощь детям при травмах

            Дети травмируются в любых местах , часто это происходит на игровых площадках, в группах.
            В процессе оказания первой помощи, прежде всего, важно не навредить больному – это основное правило! Оказание помощи должно проводиться быстро, особенно при сильном кровотечении, потере сознания, остановке сердца и дыхания.
           
            Первая помощь при переломах костей.
            Основные принципы оказания первой помощи – создание покоя и обеспечение недвижимости обломков при транспортировке больного. С этой целью используются шины и подручные материалы (доски, фанера, картон, прутья и ветки деревьев и пр.)
            Шина накладывается на конечность таким образом, чтобы фиксировать два сустава (смежные).
            При ушибе головы – к голове нужен холод.
            Первая помощь при ранах заключается в остановке кровотечения и наложения стерильной повязки. Перед наложением повязки кожа вокруг раны на протяжении 4-5 см смазывается 5% настойкой йода, спиртом.
           
            Уберечь ребенка от травм, несчастного случая – долг каждого взрослого человека.